Компот в граненом стакане


09 декабря 2010   //   Обзоры глянцевых журналов

В популярной ныне «теме» Back in USSR. Если бы речь шла об изданьице уровня «Клуб умелые руки», можно было смело его выбросить в мусорную корзину и спокойно забыть о его существовании. Но вот загвоздка. С одной стороны, «Первое. Второе. Третье» с точки зрения профессионализма (добротность рецептов, уровень заметок и обзоров) явно сделан с заявкой на высшую лигу. С другой, – общее впечатление, послевкусие от прочитанного мной первого номера – аховое.

Своим ретро-дизайном журнал словно бы призывает читателей вернуться в «славное» прошлое советского общежития. Однако заявленная концепция издания говорит об обратном. Целевая аудитория (ЦА) «Первое. Второе.Третье» – те, кто самостоятельно путешествует и готовит с удовольствием. Можно конечно поспорить о том, что любители дальних странствий и поклонники хорошей кухни (повара-любители) в России это одни и те же люди. Но понять издателя не сложно: путешественники (читай – состоятельные молодые люди и семейные пары, открытые ко всему новому, привыкшие тратить на отдых и развлечения солидные суммы) – лакомый кусок для рекламодателей. Да к тому же любят самостоятельно готовить! Количество рекламных полос говорит однозначно о том, что с рекламодателями у журнала проблем не будет. Остается решить вопрос с читателями.

Возможно, я читатель предвзятый (если бы не эта заметка, – прошел бы мимо киоска и не купил журнал. Обложка не цепляет совершенно!), но вопросы, которые у меня появились после того как я пролистал «Первое, Второе, Третье», явно возникнут и у других.

Как совместить современный образ жизни, ритм путешествий (авиаперелеты, трансферы, ужины в ресторанах и т.д.) с псевдо-традиционалистскими экспериментами дизайнеров? Зачем нужно было делать рубрикатор столь сложным и запутанным? Почему в журнале отсутствует удобная навигация (например, есть словарь терминов, встречающихся в номере, но нет индекса блюд, по которому можно было бы легко найти нужный рецепт)?

Такое ощущение, что создателей журнала в первую очередь заботил вопрос оригинальности, – как сделать проект совершенно непохожим на все те издания, что продаются сейчас в России. Выделиться им действительно удалось. Только какой ценой? Инфографика, рисованные иллюстрации, карты словно бы взяты из энциклопедий и словарей 70-80-х годов прошлого века. Тем более, что современные кулинарные энциклопедии в этом плане ушли далеко вперед. Чтобы почувствовать разницу, достаточно пролистать один из томов Larousse Gastronomique.

Запутаться читателю в чередовании заметок, рецептов, обзоров-гидов по странам – проще простого. Такое впечатление, что создатели свели под одну обложку три самостоятельных проекта: журнал для путешественников-гурманов, журнал для любителей иностранной кухни и детский кулинарный журнал (четвертый блок – «Компот»). Скорее всего, отталкивались от названия, – расхожей в прежнее время фразы «Мне первое, второе, третье и компот!» Вот и получили на данный момент компот в граненном стакане.

Конечно, было бы неправильно судить о потенциале проекта по одному номеру, – но мой настоятельный совет такой: срочно меняйте дизайн и упростите рубрикатор! Иначе потеряете драгоценное время и упустите свою аудиторию. Люди, которые несколько раз в год летают за рубеж, явно привыкли к другой подаче информации. По большей части – это поколение интернета, iPhone и «электронных» книг. Они не будут тратить свое время на «раскопки» действительно ценных рецептов, советов и рекомендаций в 160-страничном журнале. Закроют его и найдут то, что им нужно в интернете.

Александр Войтюк,

автор блога «Хорошая еда может изменить жизнь человека» http://a-voytyuk.livejournal.com