Александр Оськин, АРПП: «Афиша» как подвиг


07 декабря 2015   //   Персона

Преобразования, которые происходят в журнале «Афиша», вызывают особенный интерес не только в медиасообществе. Дело в том, что болезненные реформы внутри издания и вокруг него во многом являются знаковыми для всей нашей отрасли. Перемены здесь происходят не только технологического характера, и дело даже не столько в переходе от «бумаги» в «цифру», сколько в более глубинных процессах развития общества и индустрии. «Афиша» начала издаваться в 1999 году, сразу после дефолта и с появлением больших надежд на поступательное развитие всей страны. Издание было и сиюминутным справочником, и местом для дискуссий, рецензий, местом для общения и широко распахнутым окном в мир культуры в стране и за рубежом.

Но мир быстро развивался, интернет стремительно вошел в нашу жизнь, меняя очень многое и часто болезненно. Начались перемены и в «Афише», я бы сказал, что они происходят адекватно вызову времени.

В статье о будущем журнала на портале Sostav.ru отмечалось, что издание уйдёт в «цифру» с ежеквартальным печатным приложением, основной задачей станет развитие онлайн-проектов и приложений и в итоге «бумажный издательский дом должен превратиться в диджитальную компанию». Главный редактор «Афиши» Даниил Трабун заявил: «В 2016 году мы хотим делать журнал, выход каждого номера которого будет событием, журнал-спецпроект, каждый номер которого будет сопровождаться большим мероприятием». По словам замглавы Rambler&Co Максима Тадевосяна, в «Афише» будет продолжено создание  «качественного дорогого эксклюзивного контента», в котором и заключается ценность печатных СМИ.

Известный журналист Олег Кашин сравнил «Афишу» с чемоданом, но не с тем чемоданом без ручки, который, как известно, носить неудобно, а бросить жалко, а с тем сооружением в форме чемодана, которое ненадолго появилось на Красной площади. Он написал, что «судьба того чемодана никак не зависела от того, что было внутри. Судьба «Афиши» — тоже, и дело совсем не в рыночной ситуации (никому же не придет в голову сказать всерьез, что чемодан убрали с Красной площади, потому что не было спроса на этот чемодан), а в чем-то большем, буквально в победе зла. Можно сказать просто, что зло несовместимо с большим влиятельным журналом обо «всех развлечениях».

Замечу в этой связи, что Красная площадь это априори такое место, где что ни поставь, вызовет широкий общественный резонанс – хоть юрту, хоть гигантскую клавиатуру, хоть аэростат – всё одно. Поэтому мне представляется, что параллели между «чемоданом» на Красной площади и изданием «Афиша» совершенно неоправданны.

Реформирование «Афиши» - тяжелейший процесс, поскольку она успела обрасти большим человеческим «материалом»: судьбами, эмоциями, привязанностями и др. Тем важнее, что перемены, и как я считаю, глубокие, в «Афише» начались». По сути, это будет синергетический проект симбиоза «бумаги» и «цифры» плюс интерактивное взаимоотношение с аудиторией – клубные формы работы, мероприятия и т.д. Всё это сегодня происходит во многих ведущих издательствах планеты, и «Афиша» находится в этом ряду.

Маркетологи утверждают, что сегодня жизненный цикл печатного СМИ составляет в среднем пять лет, а выход в «цифру» даёт изданию новую жизнь. Не все это понимают, не все готовы к переменам, поэтому владельцы и руководители «Афиши», на мой взгляд, совершают подвиг, спасая и реформируя свой проект. 

Источник: http://alexander-oskin.livejournal.com