В Музеях Московского Кремля завершилась масштабная реставрация коронационного платья императрицы Александры Федоровны


06 декабря 2024   //   Культура

6 декабря 2024 года в экспозицию Оружейной палаты после десятилетней реставрации возвращено коронационное платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Последний раз оно демонстрировалось на выставке «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», проходившей в 2013-2014 годах, после чего было передано в реставрационные мастерские музея.

Наряд, в котором императрица присутствовала на коронации 22 августа 1826 года, выполнен из легкой серебряной парчи и украшен объемной вышивкой серебряной нитью и блестками в виде венков из лилий и роз. Он состоит из двух частей.

Нижняя часть представляет собой платье с укороченным лифом и колоколообразной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Верхняя распашная часть коронационного облачения напоминает род жилета со шлейфом. В плечевые швы вшиты рудиментарные рукава-ленты с разрезами в верхней части и манжетами в нижней, что свидетельствуют о том, что это так называемое «русское» платье в его новой модификации. «Русское» платье ввела в моду императрица Екатерина II, а с начала XIX века оно стало обязательной парадной дамской униформой при императорском дворе.

Когда платье поступило в реставрацию, объемная вышивка в виде венков из лилий и роз была значительно деформирована, цветы местами сломаны, также имелись значительные утраты. Перед реставраторами стояла очень непростая задача: создать методику восстановления и укрепления сильно разрушенной вышивки. Сотрудники сектора реставрации тканей разработали новые приемы специально для этого случая.

Помимо цветов, были восстановлены частично утраченный вышитый декоративный орнамент по краю шлейфа, отреставрированы и укреплены ветхое кружево на верхней части шлейфа. Кроме того, был реконструирован утраченный пояс на платье – образцом послужило платье императрицы Марии Федоровны из собрания музея-заповедника «Гатчина». В результате долгих обсуждений и проб пояс был выполнен из современной шелковой ткани, максимально близкой по цвету и фактуре к оригиналу.

Этот проект является одним из примеров сложной реставрации, требующей творческого подхода и разработки индивидуальных методик укрепления и консервации.