Главные детективы лета: "Укрощение красного коня", "Странствия по поводу смерти"


25 июля 2017   //   Культура

«Укрощение красного коня» Юлии Яковлевой: русский детектив берет новую планку

Издательство «Эксмо» и Юлия Яковлева представляют «Укрощение красного коня» – новый детектив в серии романов о советских 1930-х. На полке лучших мировых детективов пополнение: рядом с Ю Несбё и Жаном-Кристофом Гранже заняла место книга, о которой российским читателям повезло узнать чуть раньше, чем всему читающему миру.

Все начнется необычно: убита лошадь, и не какая-нибудь, а знаменитый Пряник, гордость ленинградского ипподрома. Дело Пряника приведет следователя Зайцева в кавалерийскую школу, где учатся будущие красные маршалы; разгадывать, за какими вымышленными фамилиями прячутся реальные Жуков, Рокоссовский и Конев, – отдельное удовольствие, которое ожидает читателя. Есть еще Буденный и Тухачевский, и соперничество между двумя первыми лицами Красной армии сыграет не последнюю роль в судьбе курсантов и самого Зайцева, вынужденного погрузиться в сложные отношения в этом армейско-портупейном мире.

А между тем на дворе 1931 год. В относительно благополучном Ленинграде еще не знают того, чем живет вся Россия, – ни о миллионах умирающих от голода, ни о повальном уклонении от добровольно-принудительного вступления в колхозы, ни об эшелонах с «кулаками», которые уже едут в Сибирь. Что на фоне этих трагедий могут значить почти салонные споры о будущем орловской породы рысаков – споры, которыми живут и красные кавалеристы, и недобитые коннозаводчики царских времен? Однако страсти вокруг «орловцев» кипят нешуточные, и что стоит партийным начальникам, манипулирующим миллионами голодных и сотнями тысяч сосланных в Сибирь, уже завтра состряпать очередное политическое дело вокруг гибели всеобщего любимца Пряника?..

Юлия Яковлева написала роман, который станет безусловным событием русской литературы. Это одновременно и настоящий детектив, в котором все держится на логике расследования, и игра с детективной формой. Можно выудить подсказку и заранее догадаться, кто окажется убийцей, но до последней страницы нельзя угадать главное – кого из героев этой истории следователь Зайцев сумеет вытолкнуть из наспех сфабрикованного дела о красной лошади. Не только большой детектив, но и большая, яркая, умная проза – именно такая, какой русской литературе последних лет до обидного не хватает.

Юлия Яковлева – писатель, искусствовед, историк балета, театральный продюсер, постоянный автор «КоммерсантЪ», «Афиша», Colta.ru, Gorky.media, Arzamas. В 1990 –2000-е годы была профессионально связана с Мариинским театром (сотрудник пресс-службы и музея театра, организатор гастролей балетной труппы, лектор).

В серии «Хранить вечно. Криминальное ретро Юлии Яковлевой» автор делает то, на что не отважился до нее ни один писатель, – перемещает классический детективный сюжет в сталинскую эпоху. И меняет наши представления о детективе, а заодно и о всей литературе.

В феврале 2017 года дебютировала в «Эксмо» с детективным романом «Вдруг охотник выбегает», ставшим одним из лидеров продаж по итогам первой половины года.

 

Новая проза Людмилы Петрушевской

В августе 2017 г. в издательстве «ЭКСМО» выходит сборник Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти» с новой одноименной повестью.

Людмила Петрушевская не нуждается в представлении, каждая ее новая вещь – это событие для литературы. На этот раз у Людмилы Петрушевской выходит сборник триллеров: нуар, детективные истории, тревога и опасность, напряжение, убийства и кражи. Новая заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти», – это детективная история, стремительный триллер с погоней, бриллиантами и стрельбой. И все это - на фоне семейной саги, по сути, истории страны и общества в концентрированном виде – от репрессий до современных следователей-перевертышей. Как всегда жестко и одновременно иронично, мастерски жонглируя жанрами, Петрушевская говорит о серьезных вещах между строк, как бы за сюжетом – и ставит точные и иногда болезненные диагнозы нашему времени и нашей истории.

Весь сборник – остросюжетный, гротескный, с историями любви и убийств, с лихими поворотами, но автор иногда дает такие детали и рассказывает о них с такой интонацией, что понимаешь – это все правда, это тот случай, когда «жизнь страннее вымысла». И тогда становится ясно, что «Странствия по поводу смерти», которые мы все всю жизнь ведем, становятся историей ее преодоления.

Что ждет читателя:

✓Неповторимый авторский стиль Людмилы Петрушевской

✓Обращение к новому, неожиданному жанру

✓Захватывающие сюжеты и саспенс

✓Яркие узнаваемые людские типажи – живые, чувствующие, разные

«Странствия по поводу смерти» нужно читать уже только потому, что это новая вещь Петрушевской. И потому, что Людмила Стефановна вместе с читателем как бы глядит в замочную скважину, за которой – жизнь как она есть, со всей её ущербностью, неправильностью, с несчастными людьми и людьми очень плохими, с бытовыми убийствами и не бытовой любовью. Петрушевская пишет так правдиво, что от этой правды становится жутко. Но она всегда дарит надежду – и это главное.

Людмила Петрушевская пишет, как она выражается, всё – и добавляет: «Кроме доносов». Изобретает новый язык и сочиняет на нем цикл сказок. Выступает с концертами как певица, автор и композитор, устраивает выставки своих работ, и за все это получает премии: Государственную премию, независимую премию «Триумф», театральную «Станиславский», премии Бунина, Гоголя, Довлатова, немецкую «Pushkinpreis», американскую «World Fantastik Award», русско-итальянскую «Москва-Пенне» и др. Людмила Петрушевская – академик Баварской академии искусств.