Екатерина Волкова: Быть мамой…


26 декабря 2012   //   Статьи

Играть маму и быть мамой – что сложнее? Актриса Екатерина Волкова знает ответ на этот вопрос. Ведь у нее трое детей в сериале «Воронины» и дочь Лиза в жизни. («Хочу ребенка»)

Трудно было играть многодетную маму, не имея своих малышей?
Не трудно. Машуня – взрослая девочка, и мы с ней быстро нашли общий язык. С близнецами пришлось сложнее. Им было по три года в начале съемки, и поначалу они всех боялись. Потом, когда все друг к другу привыкли, мы их баловали. Нелегко было играть мягкий, покладистый характер Веры. Я сильный человек – не стала бы терпеть истерики мужа и его родителей и быстро расставила бы точки над «I». А Вера другая. Зато я научилась у героини терпению и гибкости. Теперь в обычной жизни могу одно и то же сто пятьдесят раз повторить спокойно и только на сто пятьдесят первый – закричать.

Многие женщины, став мамой, первое время задаются вопросом: «Справлюсь ли?» Что чувствовали вы?
До семи месяцев беременности я ничего не ощущала и летала, как на крыльях. Возможно потому, что моя жизнь протекала на съемочной площадке, в семье Ворониных. Только к девяти месяцам почувствовала перемены.

А когда Лиза родилась, я растерялась. Думала: «Что мне делать с ней?» Все в одночасье изменилось. Графики стали подстраиваться под Лизу, время принадлежало ей. Вначале я ухаживала за дочерью механически. И только спустя полгода, когда она стала переворачиваться, пыталась сесть и что-то сказать, я поняла: «Вот оно, сбылось – я мама!»

Роды – серьезное испытание и для женщины, и для мужчины. Как вы прошли через это?
Мне роды показались легкими. Мы рожали вместе с мужем (Андреем Карповым). Он долго отказывался от этой идеи, потому что безумно боится крови. Но наш друг, отец троих детей, рассказал, что рожал вместе с женой три раза и каждый раз это было незабываемо. И тогда Андрей решился. Я пыталась его отговорить: «Ты уверен? Вдруг упадешь в обморок?» Но все прошло прекрасно. Хорошо, когда в такой момент рядом есть человек, которого можно держать за руку. Когда Лиза появилась на свет, Андрей первым взял ее на руки. С тех пор мы втроем неразрывно связаны.

Обычно мужчине сложно сразу осознать себя отцом.
Да, к Андрею это тоже пришло позже. Сначала он раздражался: «Она не дает спать, кричит», – нервничал, боялся взять Лизу на руки. Я обижалась: «Твое же, родное». Но потом поняла, женщина связана с ребенком сильнее. Еще во время беременности она отдает ему часть себя. Но теперь, когда Лиза подросла, они с папой не разлей вода. Она просыпается и сразу зовет: «Папа!» Беспокоится, когда засыпает без него. Папа с ней, когда я занята на съемочной площадке. Они играют, гуляют, ходят в бассейн.

Вы с мужем оба работаете. Кто занимается домом?
У нас не принято делить домашний труд на женский и мужской. Андрей может убрать квартиру, приготовить еду. Две недели назад у нас был выходной – и мы все хлопотали по дому. Я гладила, Лиза с Андреем на пару мыли окна на балконе. Перемазались с ног до головы, но были довольны.


Лиза проявляет склонность к каким-нибудь занятиям? Какие таланты родителей перешли к ней по наследству?
В Лизе живет художник. Она любит рисовать мелками на асфальте, причем лежа на животе. Поэтому все ее рисунки остаются на платьях. Андрей по профессии архитектор, увлекается живописью. У нас дома стоит мольберт, муж рисует и Лизу привлекает.
А мы с ней ходим в развивающую студию для малышей от года до двух.
Нам обеим там очень нравится. Занятие начинается с приветствия, потом они поют песенку. Затем играют с пальчиками. Каждый раз у нас новые темы: то мы животных изучаем, то птиц, то насекомых, то деревья. Но больше всего Лиза любит танцевать. Сама включает музыкальный центр и резвится, пляшет на улице, в гостях, в кафе – всюду, где играет музыка. Наблюдать одно удовольствие!

А по складу характера дочь на кого похожа?
Порой в ней проявляется папин характер: разобидится, упрется, надуется, не разговаривает. Я говорю: «Андрей, полюбуйся, вылитая ты». Он отвечает: «По-моему, это не я!» Странно и необычно наблюдать за ребенком, как за своим отражением.
Лиза такая же активная и не усидчивая, как мы оба. Она – маленький метеор. За день умудряется вымотать троих взрослых: папу, бабушку и меня. А сама остается полна сил и энергии. Такой неугомонный характер порой выплескивается в сильные эмоции – иногда приходится даже шлепнуть, чтобы успокоить.

Вы считаете, что наказывать нужно?
Иногда нужно. Но физическое наказание – не метод. Я просто игнорирую плохое поведение дочери, а потом объясняю, что мне не понравилось. Был период, когда она закатывала истерики, валилась на пол и кричала, если ей не угодили. Тогда я, проходя мимо, говорила: «Поплачешь, придешь». Она успокаивалась, и я ей рассказывала, какое поведение считается хорошим.

В Театре киноактера вы играете в двух детских спектаклях. Для детей играть сложнее, чем для взрослых?
Я играю Лису в пьесе Григория Остера «Клочки по закоулочкам». А в спектакле «Щелкунчик» у меня была роль Мышиного короля. Выступать в детских спектаклях ответственно, потому что малышей не обманешь. Но это доставляет огромное удовольствие. Когда Лиса выгоняет Зайца из дома, малыши очень переживают за него! И лису не любят. Я потом прихожу извиняться, и меня все прощают.
А над ролью Мышиного короля я просто дурачилась, чтобы из чудовища, которого у Гофмана все боятся, вышло что-то смешное и жалкое. У меня был тупой Мышиный король с высокой красавицей мамой, которая все время лупила сыночка. Дети так короля жалели, что когда Принц его убивал, то они кричали: «Не надо!» Я играла отрицательного персонажа, но глупого и милого.

Профессия актера зависимая, рабочий день ненормированный. Это не мешает нормальной семейной жизни, воспитанию дочери?
Я люблю свою профессию: она дарит возможность перевоплощаться, выплескивать в игре то, что у тебя внутри и что не можешь позволить себе в обычной жизни. Мне нравится проживать другие жизни и размышлять: «А я бы смогла так поступить? А я согласна с героиней или нет?». Раньше играла сильных женщин – прокурора, психолога, банкира. И я такая же по натуре. Поэтому мне понравилась роль отстраненной, теплой, доброй и терпеливой Веры. Актерская профессия где-то мешает, а где-то помогает строить личную жизнь.

Мне нравится вести передачу «Давно не виделись». В ней мы вместе с Ольгой Аросевой, и Дмитрием Олениным принимаем гостей субботним вечером. При кажущейся легкости на съемках приходится изрядно потрудиться. Однажды за два дня снимали восемь передач. За это время приняли более ста гостей, и я уже с трудом вспоминала, кто сейчас в кадре. А нужно было непринужденно поддерживать беседу и «парить в эфире». Это было нелегко, но мне нравится ощущение драйва.

На всякий случай, я получила второе образование – закончила Академию бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. Возможно, когда-нибудь оно мне пригодится. Но мое настоящее призвание быть актрисой и мамой.

Опубликовано в журнале «Хочу ребенка!» №8(43) 2012