Коллекция страстей из Музея сумок Tassenmuseum Hendrikje


23 июля 2012   //   Статьи

Журнал «Аксессуары. Вокруг сумки» за июль-август 2012, приглашает в голландский Музей сумок Tassenmuseum Hendrikje. Создательница хранилища – известная в королевстве собирательница антиквариата Хендрикъе Иво, и в этом уникальном музее собрана целая коллекция страстей – настоящих, глубоких и... так и просящихся в руки.

Текст: Екатерина Корецкая

Мы привычно представляем эту страну такой: полями тюльпанов всех цветов радуги, картинными пейзажами с крутящимися крыльями ветряных мельниц, сувенирными залежами смешных деревянных башмачков. Мы вспоминаем о «пастбищах» велосипедов вдоль береговых ограждений,стереотипном районе красных фонарей и трансгрессивной начинке кофе-шопов в ее исчерченной каналами столице.

Мы загибаем пальцы, перечисляя самые известные из ее достопримечательностей: музей Ван Гога и дом Рембрандта, церкви – памятники архитектуры Вестеркерк и Оостеркерк, мультимедийную галерею Montevideo и ассоциацию художественной фотографии FOAM.

Но только самые одержимые тренд-сеттеры могут без запинки выговорить сложное нидерландское словосочетание Tassenmuseum Hendrikje. И рассказать, что оно означает.

Оказывается, tassen переводится с голландского как «сумки», а Хендрикъе – это необычное для русского слуха, но все же красивое женское имя. Однако было бы слишком просто и примитивно назвать это «намагниченное» для ценительниц стиля место всего лишь навсего музеем сумок. Ведь это, по уверениям его вдохновительницы – известной в королевстве собирательницы антиквариата Хендрикъе Иво, целая коллекция страстей – настоящих, глубоких и... так и просящихся в руки.

Отправной точкой в «истории болезни» госпожи Иво послужила счастливая находка в одном специализированном британском магазинчике ее первой сумки – изысканной вещички из черепахового панциря, инкрустированной перламутром, 1820 года «рождения». Это была любовь с первого взгляда, с первого прикосновения. Фрау Хендрикъе осознала, что сумки наравне с предметами интерьера, мебели или сервировки представляют собой шедевры декоративно-прикладного искусства. И, начав 35 лет назад выискивать по свету «самые обаятельные и привлекательные» из таких ручных и наплечных шедевров, она уже не могла остановиться. К вящей радости «аксессуарно-зависимых» жительниц планеты Земля.

Такой долгосрочный роман не мог пройти бесследно. Пылкая взаимная страсть (кажется, что не только Хендрикъе обожает свои кожано-драгоценно-матерчатые реликвии, но и они в свою очередь ярче отражают свет и становятся краше в ее присутствии) нашла пристанище в музее, который к текущему году насчитывает более четырех тысяч сумок, чемоданов, ридикюлей, клатчей и кошельков, прочно завоевав звание самого большого аксессуарного собрания в мире.

Представляю, насколько трудно хозяйке коллекции ответить на каверзный вопрос о своей любимой сумке: среди множества уникальных экземпляров выбрать один, самый-самый. После минутного раздумья решение найдено: фавориткой на сегодняшний день назначается рафинированная сумочка из змеиной кожи со вставкой – пластиной из слоновой кости, на которой с виртуозным мастерством воспроизведена сгорающая от желания Ева, нетерпеливо срывающая запретный плод с древа познания. Поэтическое выражение страсти в ее самом древнем проявлении.

Хендрикъе можно отнести к истинным баловням фортуны: ее муж Хайнц не только не восставал против подобной сумочной «мании», но и всячески поощрял это довольно таки затратное хобби, бесконечно далекое, однако, от неконтролируемого поведения кинселовских шопоголиков.

В головах супругов Иво выстроился четкий план действий. Первоначально открытая в апреле 1996 года в их родном городе Амстелвеене, под крышей фамильной виллы, экспозиция росла в геометрической прогрессии и вскоре потребовала расширения выставочных квадратных метров. И герр Хайнц в роли технического и коммерческого директора музея принялся подыскивать ему более подходящее помещение.

Таким образом, в июне 2007 года аксессуарный «рай» переехал в историческое здание XVII века, своим кирпично-мраморным фасадом выходящее на фешенебельный канал Херенграхт. Из частной коллекции «для души» получилось солидное музейное пространство с постоянной экспозицией и временными тематическими выставками, презентующими произведения отдельных дизайнеров. Даже дочь увлеченных «сумколюбителей» унаследовала эту, заложенную на генном уровне, страсть к прекрасному.

Сейчас именно она, Сигрид Иво, выступает в должности куратора и директора музея, привлекающего около 60 тысяч посетителей в год. В двух великолепных бальных залах с расписными потолками и живописными каминными трубами, служившими когда-то домашним очагом для мэра Амстердама и его близких, располагает ся святая святых сумочной коллекции. Эволюция дамской сумки с эпохи позднего средневековья до нашего времени, потрясающее разнообразие материалов, форм и способов ее декорирования, основные тенденции в развитии аксессуарного творчества – все это показано как захватывающая история с непредсказуемым открытым финалом.

Увлекательная экскурсия в сферу чистого искусства, к которому, несомненно, относится и такой, на первый взгляд, обыденный объект, как сумка.

В средние века сумки не считались исключительно женским атрибутом: одежда как родовитых дам, так и их куртуазных рыцарей была лишена внутренних карманов, а тяжелые монеты и личные принадлежности иметь при себе было необходимо. Выручала представителей знати, как обычно, гильдия ремесленников, создававших ювелирные вместилища для аристократической всячины. Абсолютным эксклюзивом в этом смысле является мужской кошелек из козьей кожи с железными защелками и 18-ю(!) отделениями, крепившийся к поясу. А званием старейшего экспоната музея по праву может гордиться бронзовая фламандская застежка от сумки, датируемая 1420 годом и откопанная в буквальном смысле около 20 лет назад близ русла реки Маас в Бельгии. Ее замок сравним с архитектурным элементом, напоминая пилястры готического собора.

В 16-17 веках сумки становились все более роскошными, зачаровывая пышным убранством и использованными материалами. И все более женственными – с появлением карманов в костюмах кавалеров и отсутствием таковых в ворохе накрахмаленных нижних юбок дам. И если любовное послание можно было запросто спрятать и в глубокое, обитое кружевом декольте, то деньги, ключи, флакончик парфюма и маленькую, но увесистую Библию – только в шикарный секретный «контейнер». Пряжки таких сумок были хитрого рода застежками, чтобы никто, кроме владелицы, не мог получить доступ к ее потайным сокровищам.

Хороший пример тому – бархатная немецкая сумочка из коллекции баронов Ротшильдов 1550 года. Ее затейливо присборенная тканевая основа завершается железной аркой с тремя замками в виде львиных оскаленных голов – и украшение, и предупреждение. Аксессуары различались по своей функциональности: для выхода замуж, для подачи милостыни неимущим, для подарков или для хранения лепестков роз и душистых трав.
Последний вариант кошельков-саше в постелизаветинской Англии назывался sweet bag. Эти душистые «сладкие» сумочки придавали многослойным нарядам нежный аромат и вышивались шелками по мотивам цветочных орнаментов.

В 18 столетии вышитый серебряными и золотыми нитями, а также бисером и жемчугом «сделай сам» считался в среде дворянок хорошим тоном и обязательным подарком по всевозможным поводам. Тогда же цивилизованный мир узнал об открытии римских городов Помпеи и Геркуланум, в связи с чем чуть позже высшее общество Старого Света в корне изменило и параметры идеальной женской красоты: в моду вошли тончайшие муслиновые платья с завышенной талией. Нежные создания в подобных драпированных на античный манер «паутинках» уже не могли «все свое носить с собой» в складках собственной одежды. Таким образом, свершилась революция в области самого значимого дамского аксессуара – из скрытого, почти интимного атрибута сумка превратилась в нечто, что можно и нужно демонстрировать окружающим как отдельную и очень важную составляющую выходного туалета.

И называлось это чудо на длинной цепочке или шнуре ридикюль. Хотя нет, сначала (и более правильно) его имя произносилось как ретикюль (в переводе с латинского – «сетка», «плетеная сумка»). Ридикюлем (то есть «нелепым, смехотворным») его прозвали острые на язык французы, потому как кто в здравом уме будет ходить совсем своим имуществом в руках? Чрезвычайно популярными были природные материалы, такие как волокна тропических растений, навроде алоэ и кактусов, удобных для изготовления сетчатых сумочек – таких, как представленный в музее испанский ретикюль натурального переплетения. Другой характерный ридикюль сделан в Германии уже в XIX веке из изящных серебряных колец, соединенных между собой вручную один за другим.

Промышленное развитие принесло с собой новые материалы и способы их обработки: текстиль с машинной вышивкой, полированная сталь, папье-маше, стекло или эмаль. Дамы в сопровождении спутников и даже (подумать только!) без них стали намного чаще и на более длинные дистанции путешествовать – понадобились саквояжи и чемоданы, прочные и стильные одновременно.

Ну а с учащением и так ускоренного пульса XX века научно-технический прогресс перешел с рыси на галоп. Как и сопутствующие ему изменения. У женщин теперь имеются сумки для каждого случая: для работы, прогулок и особо торжественных выходов. Под влиянием кинозвезд фабрики грез неимоверно расширяется ассортимент моделей сумок и их наполнение: добавляются такие обязательные сегодня «ингредиенты», как косметика и зеркальце-пудреница.

Ключевым поворотным моментом стало изобретение в 1930 году сумки на ремне шокирующей Эльзой – графиней Скиапарелли, модельером с мышлением визионера и авангардного художника. Феминистки и суфражистки всех мастей обрели насущную для них возможность держать руки свободными для новой, насыщенной событиями и свершениями жизни.

Знаменитые модные дома в прошлом столетии обладали магическим свойством наделять порождения собственной дизайнерской фантазии настолько притягательной статусностью, что возводило их в ранг культовых, почти мифических предметов. Любой fashionista из любой точки модной галактики безошибочно отличит стеганый конверт Chanel 2.55 от сенсационно успешного багета Fendi, провокационный нейлоновый рюкзак Prada от непреходящей классики Hermes, названной в честь элегантной правительницы княжества Монако. Так люксовые «замашки» аристократических прародительниц современных сумок передались и их потомкам. И заветный логотип на их дорогостоящих лоснящихся «боках» служит для покупательниц не только своеобразной гарантией качества, но и символом роскоши, и обещанием гедонистически чувственного наслаждения.

В музее семейства Иво можно повздыхать при виде этих и многих других легендарных творений. Например, лиственно-зеленой сумочки от Джанни Версаче, сопровождавшей Мадонну на премьеру фильма «Эвита». Или знакомого по сериалу «Sex and the City» вечернего, сплошь покрытого стразами «кексика» на цепочке от Джудит Лейбер. Но самое интересное в экспозиции дома на берегу канала Херенграхт то, что тут собрано огромное количество сумок, придуманных не самыми известными для широкого потребителя креативщиками.

И разглядывать их – одно удовольствие. Ностальгию вызывает сумочка из старых открыток, выполненная руками голландской мастерицы Жоржетты Конинг – с винтажными, эффекта сепии изображениями церквей, речных пароходиков и безмятежно обнимающихся парочек. Выделяется яркая сумка из фетра и кожи с выпуклым очертанием пистолета, иронично нареченная «Ангел-Хранитель». Приковывает взгляд ювелирный вечерний вариант «Нимфа» филиппинского модельера Коры Джакобс из большой овальной раковины, обвитой ветвящейся филигранью серебра и кристаллов. Удивляет картонный клатч, щедро декорированный павлиньими перьями и почему-то возвышающейся на застежке металлической статуэткой оленя. Умиляет миниатюрная текстильная сумочка в виде распускающегося тюльпана (разумеется, от стилиста из Нидерландов – Линды ван де Поэль).

Хочется лично проверить, работает ли телефон, встроенный в красную кожаную сумку из Далласа, США. Хочется прочитать, о чем пишут на обложке свернутого вдвое журнала Jours de France, который на деле оказывается клатчем из Гонконга. Хочется обмахнуться розовым с черным кружевом веером, погладить улыбающегося кота со странным именем Носки (такую занятную политкорректность проявил Билл Клинтон по отношению к своему домашнему питомцу) или вынуть бутылку шампанского из бело-золотого ведерка со льдом и налить шипучие пузырьки в бокал. Но все это на самом деле сумки – обязанные своим появлением дизайнерам с врожденным чувством юмора.

Богатство материалов и техник, примененных для сотворения аксессуарных артефактов, поражает воображение. Шелк, шерсть, серебряное шитье, жемчуг, бисер, ракушки, перламутр, слоновая кость, панцирь черепахи, рог, дерево, алюминий, драгоценные металлы, стразы, пластик, целлулоид, винил, плексиглас, бамбук, джут, рафия и, конечно, несметное количество разных типов кожи – от обычной телячьей до экзотических шкур ската, ящерицы, акулы, угря, нильского окуня, страуса и даже леопарда (последний экземпляр сделан в 1962 году в Ботсване, до вступления в силу запрета охотиться на этих благородных зверей).

В Tassenmuseum знают, что сумка – это не только модный аксессуар, меняющийся в зависимости от сезона, оказии или настроения. Здесь уверены, что сумка – каждая из целой россыпи, манящей из-под стекла выставочных стендов – может поведать свою собственную историю страстей.

Вышитый бисером кошелек, сделанный в первой половине XIX века во Франции, повествует о реально произошедшем фуроре, который вызвал в просвещенной Европе подаренный французскому королю... жираф. Грациозное животное было послано морским путем из Египта в Марсель пашой Мехмет-Али. В приморском городе живой подарок с гордым именем Zarafa приняли с восторгом – в его честь состоялись торжественные приемы с музыкой и фейерверками.

А потом жираф, сопровождаемый слугами и жандармской охраной, двинулся пешком в столицу, где его прибытие ознаменовалось подлинной эйфорией парижан, включая коронованных особ: в моду вошли прически А-ля-жираф и множество изделий с пятнисто-длинношееей символикой. В том числе данный музейный экспонат.

Минималистский черный кожаный клатч 1935 года с маленьким подвешенным якорем также был произведен во Франции, но уже по другому знаменательному поводу. Эту чудесную сумочку получили пассажиры первого класса первого рейса «Нормандии» – самого люксового трансатлантического лайнера того времени, доставлявшего своих респектабельных гостей из Гавра в Нью-Йорк и обратно (именно его описали в повести «Одноэтажная Америка» писатели Ильф и Петров).

Коллекционный фонд Hendrikje и сам продолжает творить историю своих «подопечных», проводя различные конкурсы на разработку оригинальных сумок. Взять хотя бы идею исключительного ремейка – выпуска новых версий bashing bags, бывших когда-то в обиходе голландских женщин.

Так называемые «сумки для битья» – мощное оружие, в 60-х годах прошлого века помогавшее отмахиваться хрупким представительницам слабого пола от бездомных собак или воров-карманников.

В небольшом магазинчике при музее можно купить на память сумку или любой другой сувенир с «сумочной» тематикой. А можно уйти из музея и с собственноручно сделанной сумкой – тут проводятся семинары по изготовлению войлочных, бумажных и тканевых аксессуаров. После чего создательниц только что законченных «нетленок» ждет неспешная беседа во время послеобеденного чая со сливками или полный релакс в музейном саду.

Ну, а для особо страстной обожательницы сумок есть возможность даже выйти замуж – если мужчина ее мечты еще не сбежал при виде тысяч разорительных экземпляров, искушающих его нестойкую вторую половину со светящихся витрин.

Приемные залы здания музея выступают залами ЗАГСа, а сумочку невесты (куда же без нее настоящей моднице?) можно приобрести на месте.

Если же вы являетесь обладательницей неординарной сумки с незаурядной историей, то можете отдать ее напрокат или подарить описанной в этой статье коллекции. Так поступают многие «сумкозависимые» красотки, чтобы освободить место в собственной гардеробной или просто потому, что хотят помочь музею расти и развиваться. Хотя надо заранее отдавать себе отчет, что теперь вам придется намного чаще брать билеты на самолет до Амстердама – чтобы контролировать, что с вашей сумочкой все в порядке. И чтобы раз за разом попадать под колдовской пресс страстей, таящихся в недрах коллекции фрау Хендрикъе.

Опубликовано в журнале Аксуссуары. Вокруг сумки, июль - август 2012