Кристина Асмус: «Кажется, мне повезло больше, чем однокурсникам»


05 июня 2012   //   Статьи

Текст: Ксения Тихонова
Фото: Роман Милованов

КРИСТИНА АСМУС
ФИО: Асмус Кристина Игоревна
Возраст: 24 года
Профессия: Актриса
Образование: ВТУ им. М.С. Щепкина
Любимая книга: «Божественная комедия» Данте
Любимый фильм: «Криминальное чтиво»
Девиз: «Терпение и труд все перетрут»

Воспитывали меня очень правильно. Мои родители – образованные и порядочные люди. Никогда не наказывали ремнем, только словом, не жестко, хотя бывало всякое. Я с детства занималась спортом, не шаталась по дворам. В учебе помогал отец, поддерживал, когда это было необходимо. В то же время я очень рано стала самостоятельной. Сначала характером, потом уже начала зарабатывать.

Отлично помню первое предприятие, за которое мы с подружками получили 10 рублей. По тем меркам – целое состояние. С подругой и сестрой мы пробрались на школьный двор, влезли на дерево, собрали яблоки, помыли их и продали на рынке. Или как-то помню, был август или сентябрь и мы продавали календарики на этот, уже заканчивающийся год по 50 копеек и по рублю. Мне было тогда 11 или 12 лет.

В нашей семье до меня не было творческих людей. Правда, когда я училась на первом курсе театрального института, неожиданно узнала, что у меня есть троюродная сестра, ее зовут Александра Тюфтей. Она старше меня на год или два. И тоже актриса, закончила Щукинское училище. У нее уже приличная фильмография. Мы сейчас с ней общаемся, очень схожи внешне и в наших амбициях.

До недавнего времени я ставила себе такие задачи: поступить в театральный институт, влиться в профессиональную струю, стать востребованной. То, что я когда-то желала, казалось мне невозможным. Я думала, что для этого об стенку надо будет расшибиться. Считала, что главное – достичь этих целей, а дальше уж разберусь как-нибудь. Сейчас я начала работать, у меня есть возможность реализовываться.

Я не могу сказать, что достигла каких-то высот. Просто в нашей профессии нет потолка. Очень много невостребованных артистов. Я знаю прекрасных молодых актеров, у которых нет возможности работать. Каждый год столько людей выпускаются из вузов, приезжают из других городов, конкуренция очень высока. Но я стараюсь об этом не думать, просто делаю свое дело – читаю, смотрю фильмы, пробую что-то новое, стараюсь развиваться.

Кажется, мне повезло больше, чем однокурсникам. В «Интернах» я начала сниматься сразу после первого курса института. То есть параллельно с учебой работала. А практика – та же учеба. Помню, как после полугода съемок пришла в институт и поняла, что режиссер объясняет то, что я прошла уже какое-то время назад на съемочной площадке.

«Интерны» – очень большой и трудоемкий проект, серьезная профессиональная школа, отличный каждодневный тренинг. Мы снимаем серии не по порядку. За 22-й может последовать сцена из 51-й, потом кусок 34-й серии, и в таком режиме достаточно сложно следить за сюжетной линией. Я научилась быть мобильной, быстро меняться, оперативно учить текст. К тому же проект принес новые театральные и киноработы, интерес со стороны продюсеров, режиссеров, рекламодателей. Мы стали какими-то национальными героями и попали в центр внимания практически с момента запуска проекта на экраны.

На первом курсе ты – народный артист, на втором – заслуженный, на третьем – просто артист, а на четвертом – никто, говорят в театральных институтах, и это очень точно! Такая эволюция происходила и со мной. Когда только поступала, было ощущение, что я все могу, всех порву! Уверенность в своих возможностях не пропала, просто появилась объективность, необходимая для того, чтобы расти.

Режиссеры, говорят, что я хороший пластилин. Это очень важное качество для актера. Недели две назад у меня были очень интересные пробы. Я играла возрастную роль – сорокалетнюю женщину. После проб режиссер сказал, что за всем гримом и костюмом ему важны были мои глаза и что я ими уже научилась пользоваться. Было приятно, потому что единственная часть тела, которая выдает возраст, это глаза, все остальное можно скрыть.

Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Так складывалось, что во всех фильмах, в которых я снималась, у меня центральные роли. Но при прочтении сценария это никогда не было определяющим. Есть масса ярких примеров актеров, чьи эпизоды были самыми запоминающимися в фильме. Поэтому у меня нет критерия в выборе материала, чтобы обязательно главная роль.

Считается, что у нас плохое кино. Так говорит зритель, который, видимо, совершенно не разбирается, смотрит только те картины, которые выходят в широкий прокат. А есть масса других фильмов: фестивальное, арт-хаусное кино, которое создается для творчества. У его создателей нет спонсорской поддержки, хотя, возможно, им это и не нужно, его снимают для того, чтобы реализовывать свой потенциал. Мне нравится, что происходит в российском кино, последнее время особенно. Недавно была на премьере фильма Николая Хомерики «Сердца бумеранг», и он меня очень впечатлил. Так заставлять работать артистов может только волшебник!

Мне не нравится, что появилось такое явление, как продюсерское кино. Я работала в проектах, когда продюсер говорит художнику по гриму, как ему следует уложить прядку и накладывать пудру. И, к сожалению, уже на первом курсе нам говорили, что сегодня важно найти не своего режиссера, а своего продюсера. Не все, конечно, развивается по такому пути, но такая тенденция сложилась. Мне жаль, что мы ориентируемся на Запад, в то время как у нас масса своих достоинств: замечательные режиссеры, операторы, очень хорошие сценаристы, которым почему-то не дают выход. Видимо, всему виной финансовый аспект: то кино, которое могло бы получиться лучше, не получается из-за постоянного урезания бюджета. Воруют...

Массовое неизбежно, от него не уйдем. Вот Чаплин – это массовое? Массовое. А что, разве это плохо? И сериалы также. Там про любовь, про богатства, конец счастливый, и хорошо. Бабушки, которые их смотрят, они душу отводят. Им не нужен Тарковский, вот и востребовано.

С «Интернами» у меня бурный роман. И, как в любом романе, бывало всякое. Когда новоиспеченные первокурсники приходят 1 сентября в театральный институт, педагоги, ректор и выпускники говорят им, что «это будут самые счастливые годы в вашей жизни, получайте от этого времени максимальное удовольствие, вы их не забудете никогда». И это правда. Мое обучение в «Щепке» тесно связано с «Интернами» – самым сильным и глубоким впечатлением в моей жизни. Но здесь важна мера, чтобы зритель не потерял интерес. Сейчас мы снимаем третий сезон, контракт подписан до декабря. Не знаю, посмотрим, что будет дальше.

Мы уже ничему не удивляемся – таково влияние технического прогресса. Спектакль теперь можно посмотреть, не выходя из дома. Считается, что все великие жили когда-то. А помести одного из современных талантливых людей на столетие назад, он был бы национальной гордостью. Единственное, мне кажется, что сейчас мало хороших театральных режиссеров. Актеры есть. Вот убери из хорошего спектакля актеров, что останется? Одна схема.

Семья и здоровье важнее работы. Сегодня меня нельзя назвать безумной карьеристкой, хотя еще года два назад я стремилась к этому. На первом курсе института был момент, когда я заболела. Несмотря на необходимость лечь в больницу, я не могла себе позволить пропускать занятия, мне казалось, что жизнь проходит мимо меня, что я вернусь из больницы, и меня сразу отчислят. Я написала отказ от госпитализации и вернулась на занятия. Через полторы недели температура поднялась до 40 градусов. В таком состоянии я сыграла на занятиях этюд, после чего за кулисами упала в обморок, и меня увезла «скорая». Тогда я сделала выбор в пользу работы, учебы. Сейчас проблемы со здоровьем для меня весомый повод остаться дома. Теперь я понимаю, какие последствия может повлечь такое легкомысленное отношение к себе. Семья, дети и забота о доме, о муже, близких – это то, чем женщине надо заниматься в первую очередь. Она может совмещать это с какими-то другими своими интересами и работой. Я пока не планирую детей и занимаюсь профессией. Но если у меня появится необходимость выбирать между семьей и работой, то я предпочту первое.

В жизни все относительно. Можно работать продавцом и получать от этого удовольствие, можно быть очень толстым и при этом абсолютно счастливым. Для меня главное, чтобы близкие во мне не разочаровались, и не важно, кем я буду через несколько лет и сколько буду зарабатывать.

Мы сильный пол, в отличие от мужчин. Думаю, что женская ноша гораздо тяжелее, чем мужская. На женщине лежит большая ответственность за все. Недаром говорят, что женщина – шея, а мужчина – голова, куда шея повернется, туда голова и посмотрит. В отношениях руководит женщина, она, правда, может это скрывать и давать мужчине видимость того, что он сам принимает какие-то решения. Женская сила, наверное, в мудрости.

Я терпеливая. Мне кажется, что терпение – составная часть такого качества, как сила. Помню, в детстве мне удаляли зубной нерв без анестезии. Или я как-то две недели ходила на тренировки, занималась спортивной гимнастикой с двойным переломом руки. Я не чувствовала дискомфорт, потому что надо было тренироваться, я не хотела потерять форму. Ведь в спорте нет второго места. Ты должен быть либо первым, либо уходи, занимайся чем-то другим: вышивай, кроссворды разгадывай. В жизни все относительно. Можно работать продавцом и получать от этого удовольствие, можно быть очень толстым и при этом абсолютно счастливым. Для меня главное, чтобы близкие во мне не разочаровывались, и не важно, кем я буду через несколько лет и сколько буду получать.

Интервью опубликовано в июньском номере журнала Office Magazine