Два с половиной века глянца


15 июля 2007   //   Статьи

Самым известным журналом в то время был Galerie des modes et costumes francais (1778-1787). В 19-м веке подобные издания стали размножаться в геометрической прогрессии. С 1890 года журналы начали использовать фотографии, постепенно заменившие изящные акварели.

Начало 20-го века богато именами и событиями. Множились выставки декоративного искусства, во Францию съезжались артисты и художники из других стран. Русские балеты Дягилева и костюмы к ним Льва Бакста вдохновили на творчество многих кутюрье. Соня Делоне, французская художница русского происхождения, разрабатывала ткани с авангардными рисунками. Каждая творческая личность того времени старалась принять активное участие в создании костюмов. С 1904 года стало выходить ревю Les modes с фотографиями настоящих звезд.

 Именно тогда журналы стали указывать также имя кутюрье рядом с легендой, которая демонстрировала наряд.

Стремительно развивалась промышленность. На рынке появился искусственный шелк - вискоза. Шанель создает комфортные костюмы и платья, освобождая женщин от тесных корсетов. Спорт становится частью культуры, и мода тут же откликается - появляются купальные, велосипедные костюмы, костюмы для тенниса и лыжного спорта.

С начала 20-го столетия Поль Пуаре, открыв свой дом мод, отважился привлекать для работы художников разных стилей.

Сначала был приглашен Paul Iribe, затем Georges Lepapе для публикации двух альбомов кутюрье в 1907 и 1908 гг. Целая плеяда замечательных художников работала на моду: Georges Barbier, Pierre de Belay, Benito, Boutet de Monvel, Pierre Brissaud, Drian, Erte, Charles Мartin, Andre Marty. Художники порой сами задавали стиль и направление. Erte, известный французский иллюстратор моды русского происхождения, позже так описывал в своих мемуарах эксцентричность того времени: «Одно время я советовал частично эпилировать брови, чтобы придавать гармоничность чертам лица. Кое-где эта мода осталась до наших дней вкупе с разноцветным лаком на ногтях, что я ввел в моду... Я помню молодую красавицу-американку, забыл её имя, которая полностью обрила голову и покрыла череп золотой краской. Другая женщина красила мех своей маленькой белой собачки в тон своего платья».

 Появлялись журналы с небольшим тиражом и короткой судьбой, например Journal des Dames et des Modes, который даже не дожил до Первой Мировой войны. То же произошло и с изданием Gazette du Bon Ton, которое поддерживалось небольшой группой кутюрье, редактировалось Люсьеном Вогелем (Lucien Vogel) и адресовалось лишь небольшой группе посвященных. Журнал закрылся на время войны, снова появился в 1920-м и завершил свой путь в 1925-м, после специального выпуска, посвященного выставке декоративного искусства. Журнал Le Trait parisien (1920-1936) был целиком посвящен создателям моды. Четвертым журналом, достойным упоминания, был Art Gout Beaute, выходивший с 1920 по 1935, с замечательными цветными иллюстрациями.

 У французских кутюрье завязываются тесные контакты с богатой аристократией США, жаждущей новых имен и тенденций.

На французском рынке появляются новые имена, такие как американский Vogue, впервые вышедший во французской версии в 1920-м и мгновенно завоевавший популярность. Тогда же выходит на рынок L'Officiel de la couture и, наряду с Harper's Bazaar, представляет лучшее в моде. И снова радикально меняется стиль - теперь издания могли похвастаться великолепными фотографиями. Работа идет в тесном сотрудничестве с модными фотографами, такими как Edward Steichen, Horst, Cecil Beaton, Andre Durot и барон Adolf de Meyer (виртуоз размытых романтических фотографий).

 Среди журналов, адресованных, в основном, модной публике, попадались и издания попроще, посвященные практичной буржуазии - простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них Le Petit Echo de la mode, выходивший с 1880, le Jardin des Modes, с 1923, Modes et Travaux, основанный в 1919. Эти журналы представляли модные течения в шитье, вышивке и вязании и предлагали читателям самим реализовать наиболее актуальные модели. Появились и модные журналы для мужчин, рекламирующие спортивные костюмы, шорты, велосипедные шерстяные носки, костюмы для тенниса. Здесь была одежда на все случаи жизни - для путешествий, для работы, для поездок на природу…

 Журнал Marie Claire, основанный Марсель Оклер (Marcelle Auclair) в 1937 году, внес много новшеств в культуру модных изданий.

Он был посвящен не только одной теме – моде, здесь было много разнообразных рубрик: рецепты красоты, новости в мире книг, читательская почта, звезды кино и театра... Успех издания был оглушительным. Журнал продолжал выходить и во время Второй Мировой в Лионе, в чем его немедленно упрекнули после освобождения Франции. С 1952 года журнал выходит снова, полностью обновленный.

 После Второй мировой войны французские женщины наконец получают право голосовать.

И с ноября 1945 года выходит новый журнал, полностью соответствующий новым запросам публики - Elle, под руководством Элен Лазарефф (Helene Lazareff), вдохновленной американскими изданиями после своей поездки по Соединенным Штатам. 700 тысяч экземпляров первого номера расходятся мгновенно. На журнал работают такие известные фотографы как Francoise Giroud (ставшая шеф-редактором издания) и Guy Bourdin. Внимание публики привлекается всеми возможными способами. Издание можно было найти в любом присутственном месте - и в парикмахерских салонах и в медицинских учреждениях. Элен Лазарефф, яркая личность, была знакома и дружна с большинством кутюрье и нередко им помогала. Журнал Elle до сих пор остается во Франции самым раскупаемым глянцевым изданием.

Иллюстрация: www.oldmagazines.com

Елена Орлова

Источник: Газета.ru