Режиссер Дарья Лебедева: «Я начала снимать, не имея ни малейшего представления, что такое кино»


25 января 2017   //   Статьи

Режиссер из г.Иваново Дарья Лебедева, чья короткометражка «Каждый 88» в прошлом году вошла в пятерку лучших фильмов на ММКФ и получила приз зрительских симпатий на международном кинофестивале «Кино без барьеров», представляет новое лицо российского кинематографа. Несмотря на популярность, жить и работать Дарья предпочитает на родине.

Дарья, как Вы пришли в профессию, когда пришло понимание, что хотите быть режиссером. Получали ли Вы соответствующую профессию?

На тот момент, когда я пришла в режиссуру, у меня уже было два образования: “дизайнер” и “специалист по рекламе”. Мне больше не хотелось тратить время на получение еще одного диплома. Многие идут классическим путем: поступают во ВГИК, пять лет учатся, а только потом начинают снимать фильмы. Я решила сразу попробовать свои силы на практике. Вдруг через пару лет я пойму, что режиссерская профессия мне не близка и у меня будет третий диплом, который мне не пригодится. Конечно, учеба по первым двум специальностям дала мне знания, но не определила мой жизненный путь.

Я начала снимать, не имея ни малейшего представления, что такое кино. Просто делала все по наитию, допускала ошибки и тут же исправлялась. Это была своего рода авантюра. Когда поняла, что интуиции мне мало, я пошла в киношколу Александра Митты. Там я уже отучилась три курса.

 

Вы являетесь основателем киностудии  “Наследники”. Как она появилась?

После того, как я сняла два коротких метра, приобрела не только опыт, но и целую команду творческих людей, которые хотят снимать и сниматься в кино, а главное верят, что это возможно делать в провинции. Стало понятно, что нам надо объединиться в определенный формат и начать работу на новом уровне. Но саму идею создания киностудии предложил мой продюсер Кирилл Игнатьев. Он удивительный человек, бизнесмен и настоящий друг, он первый, кто поверил в меня, в мои идеи и предложил создать киностудию “Наследники”.

На данный момент, наша команда состоит из 25 человек, из них 16 живет и активно работает в Иваново, но есть еще ребята, которые раскиданы по стране. Например, композитор живёт на Украине, в Донбассе, один сценарист в Москве и один в Питере. 

 

Как Вы считаете, то, что проект существует не в Москве, а в Иваново, помогает его развитию? Каким образом?

Я не могу сказать, что помогает, но мне кажется, у расположения проекта в городе Иваново есть свои плюсы и минусы. Плюс заключается в том, что мы достаточно обособлены. Мы периодически уезжаем в маленький город Плес, Ивановская область, и можем работать месяцами над сценарием, и никто не будет нам мешать. Более того, если нам понадобится что-то снять: спортивные залы, рестораны, школы, то они будут в нашем распоряжении. Мы делаем доброе кино, с правильными посылами, поэтому в городе нас очень поддерживают. В Москве за использование любой локации придется заплатить большую аренду, а здесь люди готовы творить, помогать и работать ради идеи. Минус - многие важные кинособытия проходят в Москве, и нам постоянно приходится сюда ездить.

Почему тема аутизма Вам стала интересна  и как началась работа над фильмом “Каждый 88”?

В семье нашего друга Саши Шорыгина растет девочка с расстройством аутического спектра, ее зовут Алина. Обычно такие дети боятся чужих взглядов, прикосновений и не очень общительны, а она, наоборот, тактильная и подвижная. Меня безумно вдохновила эта девочка и эта семья, которая с такой самоотдачей борется и воспитывает Алину. Так началась работа над фильмом “Каждый 88”.

Возможно, я выбрала эту тему потому, что меня всегда подсознательно  интересовали “особенные” люди, которые отличаются от толпы, у которых нестандартное мышление, и они по-другому видят этот мир. Таких людей не всегда понимает и принимает общество. Я не аутист, но, отчасти, мне близки их проблемы. Как человек творческий, очень часто на своем жизненном пути сталкивалась с непониманием моего склада мышления, моих идей.

Я очень долго не знала, как раскрыть эту тему для зрителя, чтобы он смог понять героя и буквально ощутить себя на его месте, но никак не могла найти решение. Я даже устроила конкурс сценариев, но все, что я прочитала, было безграмотно, либо построено на чувстве жалости. Мне оно не понятно, так как несет негативный посыл, ведь если ты кого-то жалеешь, то, тем самым, ставишь себя выше другого человека. Если ты не можешь ничего изменить, измени к этому свое отношение. В итоге концепцию фильма я придумала сама.

Мне пришла в голову невероятная идея поставить на место главного героя не человека, а его душу. Я придумала мир, где души ещё не обрели своего тела и не знают, кем им предстоит быть в следующей жизни. Я была просто счастлива, что, наконец, поняла, как раскрыть эту тему. Я нашла сценариста Андрея Перова, который помог мне воплотить идею. Он КВНщик и ему свойственно ко всему относиться с юмором, даже к самым сложным жизненным ситуациям. Андрей был тем самым человеком, который помог мне  изложить  мои чувства на бумагу.

После того как сценарий был утвержден, все складывалось очень быстро. Мне удалось заполучить Сергея Бадюка, Дима Ендальцев согласился сыграть главную роль, другие актеры появлялись как по волшебству. Местные жители с огромным энтузиазмом принимали участие в съемках фильма. Они сшили себе костюмы, сами выбрали для себя персонажа и вся массовка буквально ожила. Я такого не видела ещё нигде. Но ивановские ребята нас впечатлили.

Более того, нам помогали местные органы самоуправления и даже Ивановский ОМОН: у нас была полевая кухня и военные палатки, чтобы мы хранили костюмы на площадке. Все что можно было сделать бесплатно, мы сделали. Все остальные деньги мы потратили на аренду недостающего оборудования, на актёров, на бензин. Этим и дорог этот фильм, что он такой душевный во всех отношениях.

Вы руководите киностудией или в основном занимаетесь творческим процессом?

Я занимаюсь творчеством. Всеми организационными вопросами киностудии занимается мой муж Антон. Мне очень приятно, что мы работаем с ним бок о бок.

 

В каком положении сейчас находится российское кино, на Ваш взгляд?

Мне кажется, что кризис в кино постепенно проходит. В кинотеатрах и на кинофестивалях все больше достойных лент. Это прекрасно, потому что у людей вновь появляется утерянное доверие к отечественному кинематографу. Поэтому, я надеюсь, когда на экран будут выходить мои  фильмы, то к ним  зритель будет относиться не так цинично.

 

Автор: Анастасия Кочунова