«Пономарёва сыграет всё!»


18 января 2016   //   Статьи

О многих театральных актерах, так любимых нами, мы так мало знаем. Актриса Ольга Пономарева – одна из них. Выпускница ГИТИСа, мастерской Валерия Гаркалина, она служит в нескольких театрах Москвы. О своём творческом пути и о работе Ольга Пономарева сегодня рассказывает в эксклюзивном интервью…

- Ольга, здравствуйте! Обычно о творческих планах спрашивают в конце интервью, а мы хотели бы начать с этого. Где наши читатели могут увидеть вас в самое ближайшее время?

На сцене «Театра ЖИВ», московского театра «Кураж» и МОГТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой, ну и подписывайтесь на канал soundcloud.com профиль Ny.Ole с моими песнями.

- А расскажите подробнее о московском «Театре ЖИВ». Вы стоите у истоков его создания, и ваш театр, созданный группой единомышленников – уникальное явление…

Театр родился и продолжает жить благодаря его лидеру, Максиму Разуваеву с его огромным жизненным и культурным кругозором, тонкостью восприятия, чуткостью и огромным опытом, актерским и педагогическим...и благодаря труппе с одной высокой школой театрального и музыкального воспитания. Театр родился, еще сам того не осознавая, во время учебы в институте. Это был настоящий любовный взрыв студентов и своего харизматичного преподавателя. Ночные репетиции, кормешка вечно голодных студентов, просмотры кино-шедевров, разговоры, планы, беседы, исповеди... Потом великая женщина Татьяна Ростиславовна Лыхина, театралка, ценитель прекрасного  и просто человек, готовый помочь всем и каждому, узнав, что мы задумали создать театр, но ютимся по квартирам и задворкам «Современника», предложила нам помещение в здании завода на Нижней Масловке в безвозмездное пользование, куда мы, сделав два спектакля, водили «нужных» людей. И нужные люди пришли. Просто мы все очень хотели. Все дело в этом. Мы хотели и у нас получилось. Условия сложились.

- Первым спектаклем вашего театра стала постановка «Баллада о борьбе», который с успехом идет уже шестой год. Расскажите о работе над этим спектаклем.

Как говорят, Раневская могла сыграть все что угодно, даже телефонный справочник, так и Максим способен поставить талантливо абсолютно любое произведение. «Баллада» была выбрана из-за большого количества интересных женских ролей. Но в театре такие пьесы – редкость. Репетиции были похоже на шаманство. Отчасти из-за того, что в том помещении часто отключали свет, и мы продолжали при свечах. Атмосфера процесса была очень особенная. Делали этюды к образу, писали сочинения от персонажей, фантазировали. Все по школе. Учились быть артистами. Роль мне досталась по очень простому принципу. Как мне признался Максим Владимирович, после распределения ролей осталась одна неприкаянная, «Пономарева сыграет все» – подумал он и дал Валендру мне. Роль в начале шла со скрипом, пока не было найдено ее зерно. Зерно было в безликости этой одинокой тетки, которая всего-навсего хотела одного – быть надежным болтиком в системе, в частности, в советской системе воспитания, хранителем и защитником этих, стирающих все живое, юное и трепещущее, правил. Низкий голос, стертые телесным гримом ресницы, брови и губы. Полное отсутствие женского начала. Профессионализм. Она несгибаемый, верный своим принципам болтик, который, умерщвляя «внесистемное» существо, поломался сам. 

Лестной была оценка директора театра Камбуровой: «Эта девочка играет так, словно жила в это время». На тот момент мне было 22.

Изменения в спектакле, на мой взгляд, произошли из-за смены нескольких артистов. Постановка по-прежнему вызывает слезы у зрителя, но я, отчасти как консерватор, скучаю по прежнему составу, который играл «на разрыв аорты» в условиях формальной и очень жесткой режиссерской застройки.

Советую быть благодарными, всегда давать людям шанс, заботиться о других вне привязанности и неприязни, помнить о непостоянстве всего составного и наполнять свой ум хорошими впечатлениями, ведь только их и можно забрать с собой после смерти!

- Зрительный зал в «Театре ЖИВ» камерный, публика находится максимально близко к зрителю, для вас, как для актрисы, это какие-то особые ощущение, отличные от работы на большой площадке? Не пугает ли такая близость зрителей?

Никогда не задумывалась над этим. Не пугает. Воспринимаю как данность и просто делаю свое дело.

- Вам никогда не приходилось встречаться с людьми, не любящими и не ходящими в театр? Такие, к сожалению, есть. Как вы считаете, почему так? Они часто ходят в кино, но избегают театр…

Просто люди, скорее всего, «обожглись» на плохих спектаклях, которых очень много в Москве. Вы же тоже не сразу будете есть то блюдо, которым когда-то отравились. У меня был опыт почти «насильного» привода людей к нам в «Театр ЖИВ». Мнения о театре, к счастью, чаще всего после просмотра наших спектаклей менялись. 

- Вы выпускница ГИТИСа, как приняли решение поступить в этот вуз, и рассматривали для себя другую профессию? Сложно ли было поступить?

Так вышло, что театром заболела с раннего детства. Нас с сестрой в 7 лет отобрали в детский городской музыкальный театр, где мы проводили все свободное время, иногда даже вместо уроков в школе, объездили со своими спектаклями пол-Европы и России. В общем, театральный вирус был подхвачен давно, однако решено было продолжить семейную традицию и поступить в МГУ. Выбрала географию, самый высокий (в прямом смысле) факультет в мире. 2 года посвятила подготовке, но благополучно не добрала баллов на бюджет. Пошла учиться в Педагогический, но как-то спонтанно стала готовиться к поступлению в театральный. Прошла в итоге сразу на два факультета ГИТИСа – к Бертману и Гаркалину, интуитивно выбрав последнего в качестве своего мастера. О чем не жалею ни секунды... Поступать было, конечно, сложно: часовые очереди на прослушивания, нервы, страхи и сомнения. Но обнадеживало то, что после первого прослушивания мне домой позвонил музыкальный руководитель курса, Григорий Львович Ауэрбах и сказал моей маме (меня дома не было), чтобы я никуда не ходила поступать, меня ждут на этом факультете. Мне поддержка этого человека помогала, конечно. И на протяжении всей учебы в том числе.

- Что в вашей профессии самое сложное, а что самое приятное?

Для меня самое, сложное – это привязка к Москве, невозможность уехать путешествовать тогда, когда хочется... И борьба со своим эго и тщеславием (что отлично, кстати!). Ну, а приятных моментов великое множество. Сам выход на площадку в достойной постановке – ни с чем несравнимый праздник... Выезд со спектаклем в детскую больницу или интернат – переживание осмысленности своего бытия... Гастроли – новые впечатления, красота неизведанного, открытия, возможность наблюдать разные условия жизни людей. Лаос, Великобритания, Заполярье... Куда только ни заносила судьба с выступлениями! Выход из зоны комфорта, постоянное саморазвитие, возможность делать то, что любишь и умеешь, да еще и получать за это деньги, – сказочно. 

- В сети о вас мало информации, почему так? Вы много работаете, но зрителю о вас ничего не известно…сейчас решили, что пора открыться?

У меня нет ответа на этот вопрос. Я ничего не решала, о себе говорить легко и приятно, это известно, а на моей странице фейсбук информации предостаточно.

- Расскажите, чем вы занимаетесь в свободное время. Можете что-то посоветовать нашим читателям?

Читаю книги, занимаюсь спортом (лыжи, коньки, велотуры), буддийские курсы, медитация, художественные выставки, кино, выборочные спектакли.

Советую быть благодарными, всегда давать людям шанс, заботиться о других вне привязанности и неприязни, помнить о непостоянстве всего составного и наполнять свой ум хорошими впечатлениями, ведь только их и можно забрать с собой после смерти!