Дарья Костюк: «Если собрать все виды искусства воедино, то получится цирк»


15 января 2016   //   Статьи

Известная цирковая артистка, продолжатель знаменитой династии Дарья Костюк на днях отпраздновала юбилей – 30 лет. За эти годы девушке удалось добиться многого – она освоила четыре цирковых жанра и стала примой Большого Московского Цирка, стала единственной в мире дрессировщицей, работающей с гепардами, получила множество профессиональных наград и регалий, основала свой собственный «Цирк Дарьи Костюк», который в прошлом ноябре отметил свое 11-летие, а также стала соавтором и режиссером многих цирковых спектаклей. Сегодня она – руководитель своего коллектива, который успешно гастролирует не только по России, но и по зарубежью – Казахстану, Белоруссии, Китаю и др., а еще и молодая мама.

Нам Дарья призналась, что 30 лет – это для нее некий рубеж, переосмысление пройденного, некий «кризис», ступенька перед выходом на новый уровень.

Дарья, что для вас значит «кризис»? И почему именно 30 лет?

- Для меня это кризис не такой, что я сижу и переживаю что жизнь идет не так, и вообще все не то. Знаете, как бывает у многих. У меня это немного другое. В голове все расставляется по своим местам, идет некая «уборка», переоценка, расставление новых целей и приоритетных задач. Люди меняются с возрастом, и чтобы правильно идти дальше, не запутаться в себе, в первую очередь, происходит некая трансформация. И ее важно правильно пройти. Почему именно 30 лет? Не знаю. Для меня это, наверное, какая-то черта, рубеж, когда мне нужно подвести итоги, и потом снова пойти дальше со свежей головой к своим высоким целям. Мне интересно делать невозможные вещи и ставить сложные задачи. А это требует больших моральных сил, так как я рассчитываю только на себя, чтобы их реализовывать.

Откуда у вас такой максимализм?

- Наверное, с детства. Родители были против того, чтобы я работала в цирке, и мне приходилось доказывать, что цирк – мое. Я выбирала жанры посложнее и должна была сделать это лучше всех, чтобы все увидели, что я могу, отстоять свое право заниматься этим. Когда была маленькой, мне говорили: «ты еще не ходишь в школу, а уже вот это и то умеешь». И мне это нравилось. Потом говорили: «тебе еще нет 18-ти, а у тебя уже свой коллектив»… И я привыкла к тому, что все возможно, что нет невозможных задач. Я это на собственном опыте доказала. Но тогда в 18 у меня случился первый «кризис» – я поняла, что никого больше не удивляю. Наступил такой возраст просто. А я подумала: «Вот это провал, вот это кризис средних лет». Сейчас это, конечно, смешно вспоминать. А тогда это была проблема, и я начала еще больше работать. Я адекватно отношусь к своим успехам, но мне важно делать не просто хорошо, а максимум хорошо то, чем я занимаюсь. И, конечно, как артисту, творческому человеку, мне хочется реакции со стороны – зрителей, профессионалов.

Именно поэтому вы стали еще и автором и режиссером? Чтобы снова удивить?

- Отчасти. Но это больше от того, что мне это было интересно и я хотела быть не просто артисткой, но и дать цирку что-то большее, реализовать себя в разных областях. Я закончила продюсерский факультет в ГИТИСе, и все свои знания я переношу на цирк, а цирковые знания я переношу на ту базу, которую я получила за время обучения. Я к цирку отношусь не как к материалу, с помощью которого смогу развиваться, а я сама делаю из себя материал, который будет полезен цирковому искусству.

Вы сами ставите все программы, которые работаете?

- Для «Цирка Дарьи Костюк» да. Но есть еще спектакли от Большого Московского Цирка. Один из них, «Конструктор», мы работаем уже больше года. Там главным режиссером стал Аскольд Запашный. И с ним невероятно приятно и интересно работать. У него какое-то свое, другое видение, он большой профессионал. Спектакль стал не просто постановкой, а целым шоу с сюжетной линией, невероятными декорациями, техническими новинками. Конечно, такие работы требуют больших финансовых вложений, но это выход цирка на другой уровень.

Еще один спектакль, который мы работаем сейчас, это «Остров грез». Это полностью мой проект. И мы сделали уникальную вещь – некую выездную версию Большого Московского цирка, чтобы не только москвичи, но и жители других городов могли увидеть более масштабные постановки. Шоу проходит на трех манежах: обычном, ледовом, и потом это резервуар с водой и фонтанами. В Большом Московском Цирке есть функция смены манежей, а в других цирках в регионах такого нет, и мой муж разработал вместе с инженерами весь механизм создания и смены манежей. Это была очень долгая работа, долго переводили номера. Например, перевести попугаев, которые привыкли работать в спокойной атмосфере, на манеж с водой, где шумят фонтаны, непросто. А воздушным гимнасткам даже пришлось пройти обучение в школе дайвинга и получить сертификаты, чтобы они могли работать в воде.

Сегодня цирк – не только для детей, но и для взрослых. Это сильно усложняет работу режиссера, с одной стороны, так как удивить ребенка гораздо проще. Но с другой, это ставит перед режиссерами и артистами новые задачи, и уже невозможно просто сидеть на месте и годами работать одни и те же номера. Это заставляет развиваться, учиться, стать еще профессиональнее, Для циркового артиста и режиссера это планка, которую можно перепрыгнуть только еще большей работой, учебой, тренировками, постоянным слежением того, что происходит, что нового появилось. И не только в плане номеров и постановок, но и каких-то технических моментов, новых технологий.

У меня постоянно в голове какие-то новые планы, идеи, я сразу начинаю придумывать как их реализовать, за все переживаю. То есть мысли постоянно о будущем. Мне тяжело именно насладиться настоящим

У вас остается время на что-то кроме цирка?

- Нет. Но мне это и не нужно. Цирк для меня – это все. В нем есть и красота, и сила, и политика, и экономика, и друзья. Там вся моя семья. Это целая жизнь, в которой есть абсолютно все.

Какие сейчас задачи и планы у вас есть?

- Их очень много! Самая главная задача – сделать цирк еще статусней, еще круче. Он имеет на это право. Если собрать все виды искусства воедино, то получится цирк. Ведь кроме того, что это- большой спорт, там еще музыка, театр, кино, даже художественное искусство, ведь чтобы создать декорации, костюмы, нанимаются лучшие художники, декораторы. Но по пути к этой цели есть множество поменьше.

Я сейчас не могу рассказать все, но планов очень много. Один из проектов, который уже реализуется – открытие питомника генетически умных цирковых собак. Это будут щенки собак, которые выбирались для работы в цирке. Они развиты физически, потому что занимаются спортом в прямом смысле этого слова, и развиты интеллектуально. Мы сами следим за генетикой и обязательно, чтобы она была на хорошем уровне. На данный момент будем разводить такие породы, как самое и шпица. Позже планируем разводить командора – это венгерская овчарка, охранная порода, невероятно талантливая. Сейчас у нас есть первые щенки, которые родились недавно, и на четырех из них уже есть очередь, совсем скоро будем их раздавать. Сейчас мы присматриваемся, как правильно и лучше организовать работу питомника, и со временем он заработает полноценно. За щенками будут ухаживать наши работники, специалисты, которые будут за всем следить, и, прежде всего, за здоровьем. Щенки будут находится на природе, в хорошем месте. Кроме того, мы хотим помимо самих собак предоставить комплекс услуг: всем хозяевам, кто будет приобретать щенков, мы будем давать мастер-классы по дрессировке, а также они смогут пользоваться услугами наших специалистов при уходе за собаками. Мы обязательно будем следить за судьбой наших питомцев, а хозяева смогут приходить к нам в цирк и видеть родителей своих любимцев на манеже, что тоже очень приятно.

Вашему сыну сейчас 4 года. Вы хотели бы чтобы он пошел по вашим стопам?

- Да, мне хотелось бы. Но я поддержу его в любом выборе. Сейчас у него такой возраст, что он интересуется всем. Сегодня он хочет стать депутатом, завтра врачом… Я учу его, что чтобы он ни выбрал, он должен быть лучшим в этом. Платон парень очень талантливый, разносторонний и смышленый. И я уверена, он реализуется в том, что выберет.

А есть что-то, что вы хотели бы поменять в себе?

- Я бы хотела научиться больше наслаждаться моментом. У меня постоянно в голове какие-то новые планы, идеи, я сразу начинаю придумывать как их реализовать, за все переживаю. То есть мысли постоянно о будущем. Мне тяжело именно насладиться настоящим. И это у меня с детства. Я даже за город не так часто езжу, потому что мне нужно быть в потоке, в городе, потому что вдруг что… Я постоянно боюсь что-то не успеть, упустить.

Нужно быть честной по отношению к себе. Это главное. Я не заметаю под шкаф мусор, если подметаю внутри себя – я это полностью вычищаю. Работа над собой – тоже работа. И самая тяжелая, какая может быть. Многие боятся ее, прячут подальше проблемы, закрывают глаза, но это уже не жизнь. При таком подходе человек не может быть счастлив.

Ваша профессия повлияла на ваш характер?

- Да, конечно. Прежде всего, научила уверенности, достигать цели и делать невозможное. Даже когда я ошибаюсь, я считаю, что это прекрасная ступень к следующему шагу. Я не боюсь падать, не боюсь вставать, не боюсь карабкаться. А самое главное – что я получаю удовольствие от жизни и от всего, что я делаю.

Вернемся к нашей изначальной теме. Как вы себя сейчас ощущаете? Что изменилось, когда вы перешагнули этот 30-летний рубеж?

- Во-первых, начинаешь больше ценить время. Не могу сказать, что я его как-то расточительно тратила, но сейчас относишься к нему с еще большим уважением. Во-вторых, с опытом уже по-другому смотришь на вещи. Какие-то уходят, приходят новые понимания. Мне кажется, сейчас начнется золотой возраст. Я окрепла, крылья выросли и прорезались. Но при этом еще остался детский задор. У меня очень хорошая база и фундамент, который я построила. Можно спокойно строить «дом», и я понимаю, что он не пошатнется.

А после рождения ребенка вы изменились?

- Да, я стала более сентиментальной и романтичной. Раньше меня ничего не могло тронуть, а сейчас я могу от всего расплакаться. Стала чувствовать себя более женственной.

В чем для вас счастье сейчас?

- В умиротворении, внутренней гармонии, в ощущениях. То, к чему ты идешь, то, чего тебе хочется, то, чем я занимаюсь в данный момент. Например, я пишу сценарий, и я в этот момент счастлива, потому что это – часть моего выбранного пути. Я не мучаюсь, не ищу по какой дороге идти, я ее уже давно выбрала. Отсутствие сомнений – это счастье! И, конечно, это детский голос, который хохочет, любимый муж, который принес тебе цветы, запах свежеприготовленного ужина….

Счастье и гармония невозможны друг без друга. Что нужно, чтобы быть гармоничным человеком?

- Нужно быть честной по отношению к себе. Это главное. Я не заметаю под шкаф мусор, если подметаю внутри себя – я это полностью вычищаю. Работа над собой – тоже работа. И самая тяжелая, какая может быть. Многие боятся ее, прячут подальше проблемы, закрывают глаза, но это уже не жизнь. При таком подходе человек не может быть счастлив. И тем более поучать кого-то другого – если ты сам потерялся, ты просто не имеешь на это права.