Екатерина Волкова для «Крестьянки»: Трансформация любви


06 июня 2015   //   Статьи

Певица, автор песен, одна из самых стильных актрис отечественного кинематографа, женщина-загадка, которую хочется разгадать, Катя Волкова – о метаморфозах любви, соусе ткемали и счастье помогать людям.

– В ассоциации поиграем? Например, что всплывает в памяти при слове «музыка»?

– Первая ассоциация – папа. Он был в нашей семье единственным человеком, владевшим музыкальным инструментом. Играл на баяне. А когда забирал меня из детского сада, то нес на плечах. И пока я пела, он шел. Как только я прекращала петь, он останавливался. И мне приходилось лихорадочно вспоминать следующую песню, чтобы он продолжил движение. Такая вот была игра. И все музыкальные вечера дома были связаны с ним. Родители ставили меня перед гостями на табурет, и я должна была «выступать». В пять лет меня отдали в хоровую студию «Калинка», потом я поступила в школу искусств, а по окончании – в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Когда меня лет в пять спрашивали, кем я хочу стать, я отвечала: «Аллой Пугачевой». Когда она появлялась на экране телевизора, я кричала на весь дом: «Молчать, всем тихо!», – и пела вместе с ней – я знала все тексты наизусть. Родителей забавляло, что ребенок с таким чувством поет про тяжелую женскую долю. Потом я влюбилась в Жанну Агузарову.

– А помните свою первую песню, которую сами написали? Что стало поводом? Наверное, какая-то неразделенная любовь?
– Точно не помню. Но помню, что в то время запоем слушала Земфиру… Хотя нет, вспомнила. У меня была мучительная любовь к женатому мужчине. Я очень страдала, ревновала. А текст был примерно такой: «Ты – Дон Жуан, я – Коломбина, мы разные роли из общего мира, ты пишешь стихи, я могу их пропеть голосом простывшим и полететь…» Кстати, эта песня вошла в мой новый альбом. Сейчас я это называю наивом, хотя, с другой стороны, это здорово, что были такие сильные искренние эмоции, что я это испытала, что меня так встряхнуло, что появились песни. Но всему свое время.

– А сейчас чему время? Какие песни пишутся и пишутся ли?
– Есть и новые песни, копятся на новый альбом. Два года я разрывалась между съмками в кино и записью песен, сведением, озвучанием. И вот наконец он вышел и называется «Катя» – по одноименной песне, с моим автопортретом на обложке. Диск выпустила большая звукозаписывающая компания «Мистерия звука», альбом будет доступен в iTunes, песни можно будет скачать в Интернете. Иногда играем концерты с моей группой в московских клубах. Готовлю новый музыкальный проект. Три года назад мне предложили очень интересную программу в стиле джазовых бэндов тридцатых годов. Хочу записать альбом, но пока руки не доходят. Рабочее название – «Масса Крыма», в смысле «много Крыма». Но никакого отношения к известным событиям проект не имеет. Это любовные, ироничные песни, очень веселые, совершенно аполитичные.

– Если уж снова заговорили про «любовь» – какие ассоциации с этим словом?
– Счастье. Я считаю, что женщина бывает по-настоящему счастлива, когда в ее жизнь приходит любовь. Пусть даже со страданиями. Вот он позвонил, и ты бежишь, накинув пальто на голое тело, и вскользь отмечаешь: да это же как в «Последнем танго в Париже». Мы же все выросли на красивых фильмах про красивую страсть. Мне кажется, каждой девочке хочется хотя бы однажды испытать такую любовь, чтобы почувствовать себя живой. Я счастлива, что у меня были мужчины, которые дарили мне это состояние, хотя порой казалось, что мир рухнул, что вся душа разорвана в клочья.

________________________________________

Меня любят, наверное, в первый раз в жизни такой, какая я есть. Я поражаюсь мудрости и терпению любимого, потому что бываю, честно говоря, невыносима.

________________________________________

С возрастом представление о любви трансформируется. Ты начинаешь чувствовать ответственность за близких. По крайней мере, у меня так. Я дорожу отношениями, которые сейчас у меня есть. Я уже не готова разрушить мою семью, предать человека, которого я люблю и уважаю, детей, которых я боготворю, ради мимолетных эмоций.

Я хочу, чтобы у детей было то, чего у меня в детстве не было, – полноценная семья. Мой горячо любимый папа ушел от нас, когда мне было десять лет, к другой женщине, а мама так и не вышла больше замуж.

Кстати, это удивительная история. Отец прожил практически всю жизнь с другой женщиной, а сейчас, когда она умерла, у него случился инсульт. Моя мама поехала и забрала его к себе. Она колет ему уколы, чтобы улучшилась речь, при этом, конечно, пилит его за все тридцать лет, которые он жил с другой, и тут же по-своему тормошит: «Чего ты расселся, нечего сидеть, у тебя восемь внуков и три правнука, давай двигайся, надо что-то делать». У отца золотые руки, он постоянно что-то строгает, пилит, обивает балкон вагонкой. Я смотрю на него – он очень красивый, даже сейчас, и в чем-то понимаю маму. У нее была попытка устроить свою женскую судьбу, она хотела соединиться с бывшим одноклассником, но ничего не получилось. Выходит, отец – мужчина всей ее жизни. Вот это – любовь.

– Каков характер, однако, у мамы!
– Мама у нас вообще двигатель прогресса. Она и меня всегда толкала: давай учись, делай карьеру, я помогу с детьми. Она все на себя взваливала и, конечно, спасибо ей огромное. Хотя я рада, что сейчас у нее появился отец, и ей есть на ком свою энергию сосредоточить. «Мама, – говорю я ей, – тебе надо быть министром здравоохранения (она врач), ты бы точно порядок навела».

– А для вас сегодняшней любовь – это…
– Я осознала в какой-то момент, что любовь внутри нас. Это действительно так, и не надо искать ее снаружи. Любовь к себе – это первично. Мне кажется, я этому учусь всю жизнь.

Я родила старшую дочку в восемнадцать, и сразу на меня свалился груз ответственности. Потом было несколько неудачных попыток создать семью. Сегодня для меня любовь – это мой дом, мои дети, мой любимый человек. Мы с Васей даже не спешим оформлять отношения, потому что это не главное. Он всегда со мной, всегда на моей стороне, он меня принимает любую. И я могу наконец-то расслабиться. Я очень ценю это. Мне не нужно соответствовать. Меня любят, наверное, в первый раз в жизни такой, какая я есть. Я поражаюсь его мудрости и терпению, потому что я бываю, честно говоря, невыносима. Иногда срываюсь на близких от перегрузок. К сожалению, мы всегда срываемся на близких. Потом чувство вины, и все такое, но… Вася меня уравновешивает. Я стала спокойнее. Иногда в фантазиях хочется сыграть в очередной раз Анну Каренину, но, слава богу, я могу играть страсти в кино. А Василию я благодарна за то, что он мне дает возможность ничего не играть. Дома я – просто мама, любимая и любящая женщина.

________________________________________

Недавно была премия «Самые стильные» по версии одного известного журнала. Надо ехать, а у меня все руки в земле. Думаю: видели бы, как я тут кверху попой… Но, с другой стороны, это тоже стиль. Это очень круто.

________________________________________

А еще и собачья мама. У меня две прекрасные собаки, которых я привезла со съемок из Одессы – белые голден ретриверы Марта и Джесси. Конечно, я не справилась бы со всем этим хозяйством одна, но у меня есть потрясающая помощница – моя Олеся. На ней музыкальная, спортивная школы, куда она отводит детей, плюс дом, сад – мы живем сейчас за городом. Правда, это не наша собственность, мы дом снимаем, но он именно такой, о каком я всегда мечтала.

– А какой он – дом вашей мечты?

– Очень современный, простой, ничего лишнего – все очень функционально, и никакого нагромождения вещей. Есть пространство, которое я люблю, и куда любят приезжать друзья. Это Переделкино, там хорошее сообщение с Москвой, сосны. Когда меня иногда посещают мысли об Анне Карениной, я сразу представляю, что все это, весь этот мир, который я обожаю, может рухнуть. И я говорю себе: нет, нет, нет! Я любима как никогда, меня носят на руках, детей моих любят. Чего мне еще надо?

Я вспоминаю себя пятилетней давности, какой я была нецентрированной. Все время нервная, все время дергалась. А сейчас я чувствую гармонию. Мне кажется, именно это отличает счастливо замужних женщин от одиноких. Но главное, конечно, дети. Иногда я говорю: «Господи, как ты меня любишь. Спасибо тебе за моих деток, спасибо, что все сложилось так правильно».

И маме моей спасибо, что всегда поддерживала, хотя я и находилась с ней в вечных спорах, вот, например, я говорила, что никогда не буду заниматься землей, огород терпеть не могла, говорила маме: «Отстань, я лучше пойду куплю на рынке все, что мне нужно». А сейчас копаюсь в земле, разумеется, когда у меня нет съемок, и мне это так нравится, для меня это своего рода медитация. Олеся за мной бегает: «Я тебе не дам это делать!» Я кричу: «Уйди, я сама хочу копать, я сделаю это лучше». А в этом году решила провести эксперимент – купила теплицу. Мама посадила рассаду: огурцы, помидоры, перец. Я уже читаю – как сажать, как поливать, какие удобрения. На самом деле это потрясающая духовная практика, контакт с землей подпитывает, расслабляет, забирает негативную энергию.

– Скажите еще, что сами делаете заготовки на зиму.
– Делаю! Малину, клубнику протираю с сахаром, делаю повидло из слив. А в прошлом году даже попробовала сделать ткемали. Оказалось, ничего сложного, главное – правильные специи. Закончился, правда, очень быстро, гости уходили с бутылочкой этого наивкуснейшего соуса. В этом году побольше сделаю.

– И все-таки грядки как-то не очень вяжутся с вашим богемным образом.

– Недавно была премия «Самые стильные» по версии одного известного журнала. Надо ехать, а у меня все руки в земле. Думаю: видели бы, как я тут кверху попой… Но, с другой стороны, это тоже стиль. И потом, уникальное качество женщины – за пятнадцать минут ты легко можешь превратиться из Золушки в королеву. Макияж, маникюр, платье, бриллианты подвезли – и ты уже блистаешь.

– Продолжим игру в ассоциации: «ошибки молодости». О чем-то жалеете, оглядываясь назад?
– Нет. Я прекрасно понимаю, что я – это и есть мои ошибки. Я стала тем, кем я стала, благодаря моему опыту, тем урокам, которые я извлекла из этих ошибок. Хотя говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих, мне кажется, так не бывает. Это лукавство.

________________________________________

Мужчины не всегда понимают, что женщина – это гормональная фабрика. Им не понять, что такое, например, токсикоз.

________________________________________

– А кто-то и на своих не учится.
– Бывает и так: вечные грабли по жизни. Поэтому мы хотим оградить своих детей от ошибок. Моя мама до сих пор меня учит. А я ей: «Мама, мне сорок лет, это моя жизнь!» Я думала, что никогда не буду такой, как она, но при общении с дочерью, которой уже 22 года, вдруг ловлю мамины нотки: «Не делай ошибок, которые я совершила!»

– Ваше имя плотно ассоциируется с благотворительностью, вы знаете эту сферу изнутри. Можете сказать, какие мотивы преобладают у людей, занимающихся этими проектами? Кто-то считает, что это скорее дань моде, самопиар или форма светской жизни. А вам зачем все это?

– Спасибо, конечно, за такие асоциации. Я не имею собственного благотворительного фонда, но всегда рада участвовать во всевозможных акциях, когда меня зовут. У нас сложилась команда единомышленников, теперь это называется творческое объединение «Человек». Идеологи – замечательные люди Маша Атлас, Андрей Попов и Катя Шаповалова. Это они придумали знаменитые проекты «Лавка мира», «Класс мира». С проектом «Лавка мира» нас поддержал глава Bosco Михаил Куснирович. Мы ездим и в детские дома, даем благотворительные концерты, устаиваем мастер-классы по разным ремеслам.

Однажды я сама придумала проект «Остановка мира». Мы были в селе Улово Суздальского района, и я обратила внимание на загаженные остановки общественного транспорта. Подумала: боже мой, мы же видели и французские, и итальянские деревни, где всегда чистота, где каждый клочок земли обихожен. Почему же нашим людям все равно? Может быть, им просто нужно показать пример? Я предложила: давайте разукрасим остановки! Собственноручно убирала мусор под косые взгляды местных алкашей в селе Порецкое: «Тоже мне, Мэри Поппинс нашлась, все равно снова загадим». Потом наши художники невероятно красиво разрисовали остановку, мы привезли «лавки мира», которых уже скопилось много, приехала фольклорная группа, мы устроили концерт, подтянулись люди: «Концерт? А почему нам никто ничего не объявил? Ой, да я сейчас соседку позову». У людей случилась внезапная радость, они начали танцевать.

В этом году Андрей, Мария и Катя сделали проект «Путешествие мира». А четыре года назад мы делали в «Артеке» проект «Класс мира. Кино», в котором участвовали, помимо здоровых детей, дети-инвалиды, это был еще украинский «Артек». Дети сами писали сценарий под руководством профессиональных сценаристов и драматургов, потом снимали вместе с известными режиссерами, причем в съемках участвовали настоящие звезды-актеры, сами монтировали. И не было различий между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями. Это было потрясающе. В этом году надеемся повторить проект уже в российском «Артеке», а потом сделать ежегодный кинофестиваль «Класс мира Артек».

Мне очень симпатично то, чем занимается Катя Бермант, ее проект «Лавка радости».

________________________________________

Меня иногда посещают мысли об Анне Карениной. Но я сразу представляю, что все это, весь этот мир, который я обожаю, может рухнуть. И я говорю себе: нет, нет, нет!


________________________________________

Как-то ко мне обратилась женщина, внук которой ходит в одну спортивную школу с моим сыном Богданом: «Катя, у нас беда, может быть, вы разместите хотя бы у себя на станице в “Фейсбуке” просьбу о помощи? Мой внучке Анечке требуется пять миллионов на операцию, мы уже продали все, что можно». Я подумала: у меня выходит альбом, будет концерт, а почему бы вырученные за диски деньги не отдать на операцию? Мы собрали 125 тысяч, это, конечно, мало, но на следующее утро мне звонит вся в слезах бабушка Анечки. Оказалось, что моя подруга Наташа Юдина была на концерте, внесла 1 миллион 100 тысяч, и счет за операцию был закрыт. У меня даже сейчас, когда я говорю об этом, мурашки бегут по коже. Для меня благотворительность – это удовольствие от того, что ты можешь сделать что-то хорошее, подарить шанс на жизнь или просто улыбку. И это тоже – любовь.

Текст: Елена Денисова
Фото: Борис Захаров
Визаж и прическа: Елена Васильева, салон красоты Vобразе
Стилист: Наталья Репрева
Продюсер: Дарья Киселёва
Главный художник: Ани Ирбит
Редакция благодарит бутик Magia di Gamma за помощь в организации съемки

 Материал опубликован в июньском номере журнала «Крестьянка»